Из данной статьи вы узнаете насколько равноценны сертификаты соответствия систем менеджмента, выдаваемые разными органами по сертификации.
С одной стороны, ответ может показаться очевидным. Ведь, если говорить о технической стороне вопроса, то все сертификаты соответствия систем менеджмента подтверждают их соответствие одним и тем же стандартам.
Однако, с точки зрения маркетинга, важна не техническая составляющая (тем более, что в этом все выдаваемые сертификаты действительно эквивалентны друг другу), а авторитет органа по сертификации.
Ведь именно от этого зависит признание полученного сертификата соответствия той или иной системы менеджмента всеми заинтересованными сторонами — партнерами, клиентами, тендерными комитетами...
Как использовать полученный сертификат соответствия в маркетинге мы уже рассказывали в материале "Сертификат соответствия СМК стандарту ISO 9001, как элемент маркетинга.".
Есть и другой важный аспект. Организация может проходить сертификацию своей системы управления не столько ради получения сертификата соответствия, сколько для того, чтобы самой убедиться в ее соответствии тому или иному стандарту.
Право на маркирование знаком соответствия дает документ, который так и называется — Разрешение на применение знака соответствия.
В этом случае, при всей технической эквивалентности сертификатов, организации важно насколько авторитетен и признан, с профессиональной точки зрения, орган по сертификации.
Только в этом случае, организация может быть уверена в корректной и профессиональной оценке соответствия своей системы управления.
В свою очередь, авторитетность органа по сертификации систем менеджмента зависит от целого ряда факторов.
- Наличие бизнес-истории у органа по сертификации, т.е. насколько давно он функционирует.
- Наличие аккредитации в той или иной системе добровольной сертификации (СДС).
- В какой или каких СДС аккредитован орган по сертификации, т.к. системы добровольной сертификации тоже отличаются разным уровнем авторитетности.
- Наличие дополнительных добровольных аккредитаций, например, в ФСА (Росаккредитация) и/или иных аккредитующих органах.
- Возможность получения сертификатов соответствия сразу в нескольких системах добровольной сертификации.
- Количество стандартов в области аккредитации, то есть насколько она адекватна или избыточна.
- Соотношение штатных и привлекаемых специалистов, что зависит от адекватности области аккредитации.
- Наличие рекомендаций или хотя бы положительных отзывов.
- Отсутствие рекламы, свидетельствующей о продаже сертификатов.
- Качество и профессиональный уровень консультации.
- Степень защиты выдаваемых сертификатов соответствия.
- И даже элементарное наличие реального офиса.
При этом, наличия у органа по сертификации двух-трех из указанных факторов недостаточно. Авторитетный орган по сертификации должен обладать хотя бы половиной из них.
Таким образом, несмотря на то, что, например, сертификаты соответствия СМК стандарту ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001), выданные разными органами по сертификации технически эквивалентны, уровень их признания и доверия к ним может очень существенно отличаться.
Собственно, полученный сертификат соответствия вообще может оказаться пустышкой — дорогой бумагой с надписью "сертификат".
К статьям категории "Маркетинг и менеджмент"
Получить консультацию по услуге: