
Из данной статьи вы узнаете, что такое TQM (Total Quality Management), сколько существует принципов всемирного управления качеством и что они из себя представляют.
Что такое Total Quality Management?
Total Quality Management (TQM) — всеобщее управление качеством — это метод постоянного (непрерывного) повышения качества всех процессов в организации.
Суть TQM в том, что организации необходимо обеспечивать качество не только своего продукта (будь то товар или услуга), но и качество управления. Т.е. качество организации всего комплекса процессов, обеспечивающих выпуск продукта. А также обеспечивать должный уровень квалификации персонала.
При этом, всеобщее управление качеством подразумевает не только обеспечение качества здесь и сейчас, но и его постоянное улучшение.
Принципы TQM
Тут стоит сразу уточнить один важный момент. Изначально принципов было восемь. Однако, на данный момент их, условно, осталось семь.
Условно потому, что исключенный принцип системного подхода к менеджменту, на самом деле никуда не делся. Дело в том, что остальные принципы в совокупности — это и есть системный подход к управлению.
А теперь перейдем непосредственно к принципам всеобщего управления качеством.
Принцип ориентации на потребителя
Этот принцип заключается в том, что организация, при создании продукта, должна учитывать потребности и ожидания потребителя./p>
Причем организации следует изучать и учитывать не только текущие потребности, но и прогнозировать их изменение в перспективе.
Принцип лидерства руководства
Данный принцип обуславливается необходимостью понимания руководителем единства целей и направлений развития на всех уровнях.
На понимании того, что только будучи действительно лидером, руководитель сможет обеспечить реализацию поставленных целей.
Об этом важном принципе мы уже писали отдельно в материале "СМК: Роль руководителя в развитии бизнеса".
Принцип вовлечения сотрудников
Этот принцип подразумевает необходимость вовлечения всех сотрудников организации в обеспечение функционирования и развития системы управления качеством.
Каждый сотрудник должен осознавать свое влияние на качество конечного продукта и принимать непосредственное участие в развитии бизнеса.
Принцип процессного подхода
Каждое действие, так или иначе обеспечивающее производство продукта, должно рассматриваться, как процесс.
Такое разбиение позволяет контролировать качество не только на финальном этапе, когда продукт уже создан, а при каждом переходе от одного процесса к другому.
При этом, процессный подход опирается на цикл, состоящий из четырех этапов — планирование, реализация, контроль, корректировка.
Подробно данный цикл мы уже разбирали в материале "Управление процессами: как правильно применять PDCA".
Принцип постоянного улучшения
Данный принцип предусматривает постоянный мониторинг несоответствий, их оперативное устранение и недопущение повторения.
При этом, предполагается постоянное совершенствование и инструментов управления. Иначе говоря, мониторинг, изучение и своевременное внедрение новых технологий, продуктов автоматизации и т.п.
Принцип принятия решений, основанных на фактах
Этот важный принцип подразумевает сбор, систематизацию и анализ информации и принятие управленческих решений исключительно на ее основе.
При этом, особое внимание должно уделяться достоверности информации. Для этого она должна поступать сразу из нескольких внешних и/или внутренних источников.
Принцип взаимовыгодных отношений с поставщиками
Данный принцип направлен на развитие и поддержание отношений с поставщиками и партнерами. При этом особое внимание уделяется взаимной выгоде.
Это способствует как обеспечению устойчивых бесперебойных поставок, так и оптимизации вложений, а также исключает или минимизирует возможные издержки.
К статьям категории "Стандарты управления"
Получить консультацию по услуге: