Статья о наиболее распространенных ошибках, которые встречаются при организации процесса внедрения системы менеджмента качества.
Если рассматривать укрупненно, цель внедрения системы менеджмента качества - преимущество перед конкурентами, повышение лояльности клиентов и, как следствие, повышение прибыльности (впрочем, СМК не обеспечивает этого мгновенно и "автоматически").
И, если время идет, но вышеописанного не происходит, значит, при внедрении, применении или развитии СМК были допущены ошибки.
Рассмотрим основные ошибки, которые чаще всего встречаются при организации процесса внедрения системы менеджмента качества.
Неверное понимание цели внедрения СМК
Часто руководители компаний, внедряя систему менеджмента качества, видят целью получение сертификата соответствия стандарту ISO 9001, а не создание эффективной системы управления.
При таком подходе СМК априори не может быть эффективной, т.к. внедряется формально и существует только на бумаге. По сути, в реальности система менеджмента качества вообще не будет внедрена.
Комментарий:
В данном случае мы не будем рассматривать совсем уж полную профанацию с покупкой "липового" сертификата у мошенников, коих, к сожалению, существует огромное количество.
Отстраненность руководства от внедрения СМК
Нередко происходит так, что руководство перекладывает внедрение системы менеджмента качества на соответствующие службы и департаменты с привлечением специалистов в области систем менеджмента.
Однако, успешное внедрение СМК возможно лишь при общей вовлеченности сотрудников и высшего руководства в этот процесс. При этом участие в процессе внедрения системы менеджмента качества должно быть осознанным.
Желание внедрить СМК по-быстрому
Внедрение СМК - это не мгновенный переход на работу в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001. Процесс внедрения системы менеджмента качества начинается с анализа текущих принципов управления, поиска их несоответствий и обучения персонала основам стандартов ISO серии 9000.
Далее следует описание процессов, разработка целей и политики в области качества, реорганизация процессов и т.д.
Просто, в назначенный день и час, перейти на работу по стандарту ISO 9001 не получится.
Комментарий:
Подробно о политике и целях в области качества читайте в нашей статье "Политика и цели в области качества: Что это и как их правильно разрабатывать".
Разрозненность участников процесса внедрения СМК
Бывает, что даже при всеобщем вовлечении руководства и персонала компании в процесс внедрения СМК, применяется подход, при котором каждая служба исходит из своих приоритетов.
При внедрении системы менеджмента качества руководство и все службы должны действовать согласованно, ориентируясь на интересы бизнеса в целом.
В заключение отметим, что при наличии хотя бы одной из приведенных ошибок, система менеджмента качества не будет эффективной. Любой из описанных подходов, а тем более их сочетание, способны нанести серьезный вред бизнесу. А ведь задача СМК и стандарта ISO 9001 диаметрально противоположна.
В то же время, грамотная, согласованная организация процесса внедрения СМК и последующее применение стандарта ISO 9001, дает бизнесу колоссальные возможности для эффективного развития.
К статьям категории "Секреты СМК"
Получить консультацию по услуге: