Статья о том, что такое политика в области качества, цели в области качества и как их правильно разрабатывать.
Предисловие
Стандарт ISO 9001 гласит, что организация должна разработать политику в области качества, а также установить цели в области качества.
Краткая справка
В текущей, актуальной, версии стандарта ISO 9001 от 2015 года, такой документ, как политика в области качества может носить любое иное название. Однако, он по прежнему остается обязательным документом в рамках системы менеджмента качества.
Политика в области качества
Политика в области качества — это перечень направлений развития, которые наиболее приоритетны для компании и которые требуют первоочередного вложения ресурсов (временных, финансовых и любых других).
Очень часто в политику в области качества вносят не приоритетные направления, а этакие хотелки. Например, образно говоря, успешно развиваться, много зарабатывать и т.п.
Приоритетные направления развития бизнеса должен определять руководитель — это может быть собственник компании или директор по стратегическому развитию.
Разработка политики в области качества не может и не должна перекладываться на руководителей направлений или отделов. Иначе она не будет согласована со всеми подразделениями компании, да и в целом, априори не будет отвечать реальным потребностям бизнеса, т.к. не будут учтены все нюансы внутренней и внешней среды.
Впрочем, это отнюдь не отменяет того, что руководитель должен использовать объективные данные, предоставляемые различными службами компании — финансовой, маркетинговой, технической и т.п. Без этого он не сможет оценить существующие ресурсы компании, а также внешние условия в которых она функционирует.
Цели в области качества
Цели в области качества — это мероприятия направленные на достижение приоритетных направлений развития компании. Те самые, которые указаны в политике в области качества (как бы этот документ ни назывался).
То есть политика в области качества является основой для целей в области качества.
При разработке целей в области качества следует помнить, что они обязательно должны быть измеримыми. При этом измеряться они могут не только в процентах или абсолютных цифрах, но и логически - да/нет.
Цели должны разрабатываться для компании в целом, а не для отдельных подразделений и служб. Это всегда единые цели в рамках развития бизнеса. При чем цели должны быть объективно достижимыми.
Разрабатываться цели должны всегда сверху вниз, т.е. быть каскадными. Иначе говоря, устанавливается глобальная стратегическая цель, после чего дробиться на промежуточные, которые необходимы для достижения основной стратегической цели.
Также, дабы минимизировать риски, он отмечает важность прогнозирования и анализа всех изменений.
И вот как раз промежуточные цели могут ставиться для конкретных служб и подразделений компании. Но опять же, все они должны быть взаимосвязаны и служить единой стратегической цели.
Промежуточные цели должны обеспечивать достижение основных стратегических целей.
При этом, вовсе не обязательно, что в достижении каждой цели должны непременно участвовать все подразделения компании. Следует четко понимать, кто и что объективно требуется для реализации стратегической цели.
Ведь, возможно, для достижения стратегической цели сначала необходимо будет увеличить те или иные ресурсы. Это и станет одной из промежуточных целей. Т.е. промежуточные цели - это пошаговые мероприятия без реализации которых будет невозможно достичь основной стратегической цели.
И тут опять же следует помнить о том, что промежуточные цели также должны быть измеримыми.
И в заключение еще один важный аспект. Цели в области качества должны иметь конкретные сроки достижения. Это касается как основных стратегических целей, так и промежуточных.
Послесловие
Как политика в области качества, так и цели в области качества могут корректироваться, но это должно происходить только в случае объективной необходимости. Например, в случае изменений в законодательстве, препятствующих достижению той или иной цели. Или требующих изменения в методах достижения.
К статьям категории "Секреты СМК"
Получить консультацию по услуге: