Из статьи вы узнаете о четырех основных этапах внедрения системы менеджмента качества, а также про обучение основам управления качеством по стандартам ISO серии 9000 в рамках внедрения СМК.
Система менеджмента качества, необходима не только предприятиям, ориентированным на экспорт, но и компаниям, работающим исключительно на внутреннем рынке. При этом, независимо от размеров организации и/или направления ее деятельности.
Краткая справка
Система менеджмента качества (СМК) — система управления процессами организации, дающая возможность эффективного контроля качества на всех этапах. Требования к такой системе управления сформулированы в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001).
Следует понимать, что СМК не только и не столько пропуск на внешний рынок — это, в первую очередь, инструмент для решения глобальных задач в сфере управления бизнесом. Т.е. Инструмент стратегического развития.
Разработка и внедрение СМК проводится поэтапно, что позволяет в любой момент скорректировать ход работ.
Четыре основных этапа внедрения СМК
- Проведение на предприятии предварительного аудита имеющейся системы управления с целью определения степени ее соответствия требованиям стандарта ISO 9001.
- Обучение персонала организации основам стандартов ISO 9000, порядку разработки и внедрения СМК, проведения внутренних проверок.
- Консультирование по разработке документации, внедрению и постоянному улучшению СМК.
- Проведение тренировочной внутренней проверки.
Комментарий
Существует также пятый (необязательный, но желательный) этап - проведение предсертификационного аудита с целью оценки готовности системы управления к сертификации.
Обучение основам, в рамках внедрения СМК
Второй этап (обучение) крайне важен, т.к. от него, во многом, зависит последующая судьба внедряемой системы менеджмента качества.
Поэтому давайте рассмотрим его подробно. Данный этап внедрения СМК обычно состоит из трех блоков, в которых рассматривается базовая информация об СМК, ее документирование и проведение внутренних проверок.
Блок 1: Современные методы управления качеством. Основы стандартов ISO серии 9000
Предназначен для всех руководителей, включая высшее руководство, и ключевых специалистов.
Состав блока 1
- Стандарты ISO серии 9000. История развития. Состав. Предназначение.
- Всеобщее управление качеством TQM. Восемь принципов.
- Этапы разработки и внедрения СМК.
- Структура документации системы менеджмента качества.
- Требования к документации СМК.
- Внедрение и опытная апробация СМК.
- Подготовка СМК к сертификации.
- Поддержание и улучшение СМК.
Блок 2: Документальное оформление и порядок разработки СМК
Предназначен для руководителей подразделений, членов рабочей группы, разработчиков документов СМК и ключевых специалистов.
Состав блока 2
- Внедрение СМК. Этапы. Исполнители.
- Процессный подход.
- Классификация бизнес-процессов.
- Документация системы менеджмента качества.
- Требования к документации СМК:
- Политика и Цели в области качества.
- Руководство по качеству.
- Документированные процедуры.
- Документация по доказательству качества (записи).
- Управление документацией.
Блок 3: Организация и проведение внутренних аудитов
Предназначен для руководителей подразделений и внутренних аудиторов.
Состав блока 3
- Основные термины и определения.
- Источники информации.
- Виды аудитов.
- Принципы аудита.
- Сбор, проверка и регистрация данных.
- Преимущества введения в практику внутренних аудитов.
- Общие требования к проведению внутренних аудитов.
- Записи по программе аудита.
- Подготовка отчета по аудиту.
- Кодекс аудитора.
Отчасти, этап обучения сотрудников организации основам СМК, отражает и сам предстоящий процесс разработки и внедрения системы менеджмента качества.
По завершению внедрения СМК, следует процедура сертификации, т.е. подтверждение соответствия, уже функционирующей, документированной системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001.
Однако, не будем смешивать вопросы внедрения системы управления качеством и подтверждение ее соответствия стандарту ISO 9001 (в обиходе эту процедуру называют - сертификация ISO 9001).
В интернете итак полно текстов, где не только намешано все в одно (что сбивает с толку не специалистов), но и перепутаны все понятия (стандарт, внедрение, сертификация, сертификат). Т.е. очевидно, что нет даже примерного понимания, что есть что и как все это работает.
Понятно, что такие тексты написаны не специалистами, но представителями множества псевдо центров-сертификации, продающих бумагу с надписью "сертификат" за 5-10-15... тысяч рублей (согласитесь, дороговато для бумаги), да еще за 1 день, а то и вовсе за 3 часа.
Учитывая факт получения, за такую псевдо деятельность, материальной выгоды, можно смело назвать это мошенничеством.
Впрочем, это отдельная большая и больная тема (как для органов по сертификации, так и для российского бизнеса, попадающего на удочку мошенников).
К статьям категории "Секреты СМК"
Получить консультацию по услуге: